Является ли суд правоохранительным органом

Является ли суд правоохранительным органом?


Бесплатная юридическая консультация:

На вопрос, является ли суд правоохранительным органом, ответ можно найти в трактовке самих понятий. Правоохранительные органы – это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода и направленности, контролировать исполнение судебных решений и пр.

Оглавление:

Однако сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще – за деятельностью правоохранительных органов.

Из вышеизложенного следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства – судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой сотрудников правоохранительной системы.

Источник: http://law03.ru/questions/answer/yavlyaetsya-li-sud-pravooxranitelnym-organom

Является ли суд правоохранительным органом?

Считается ли суд правоохранительным органом?

  1. Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение;
  2. Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса;
  3. Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Как вы уже поняли, правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

Таким образом, можно сразу же с уверенностью сказать о том, что в настоящий момент правоохранительные органы осуществляют процесс защиты интересов граждан, но не имеют права принимать решения по сути изучаемых дел, по которым ведется следствие. Суд же в процессе проведения судебного следствия, имеет право принимать решение по различным видам наказания.


Бесплатная юридическая консультация:

Структура власти в стране

Судебный прецедент как форма праваСудебный прецедент представляет собой определенный источник права, который могут использовать иные суды и юристы, в рассмотрении подобных дел. Прецедент — это решение суда.

Как правильно выступать в суде?Выступая в суде, нужно ориентироваться на статью 158 ГПК РФ, в которой четко определяется структура обращения в суде. Также, нужно прочитать памятку поведения в суде, которая.

Суд по административному правонарушениюВ нашей стране административные правонарушения осуществляются часто, а суд по административному правонарушению может быть инициирован правоохранительными органами, юридическими.

Как правильно написать апелляцию в суд?Статья 327 ГПК РФ определяет порядок рассмотрения апелляции в судебном порядке. Устанавливается, что написать апелляцию в суд может каждый человек, в соответствии с.

Источник: http://resheniya-sudov3.ru/yavlyaetsya-li-sud-pravooxranitelnym-organom-676/


Бесплатная юридическая консультация:

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Источник: http://www.calc.ru/Pravookhranitelnyye-Organy-I-Pravookhranitelnaya-Deyatelnost.html

К вопросу об отнесении суда к правоохранительным органам

Озорнина Дарья Михайловна, ведущий специалист-эксперт Министерства юстиции Российской Федерации, аспирантка кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ ВШЭ.

Указанная работа посвящена вопросу места суда в системе правоохранительных органов. В настоящее время существуют две противоположные точки зрения по данному вопросу: представители первой относят суд к правоохранительным органам, представители второй считают суд особым государственным органом, не входящим в систему правоохранительных органов.

Ключевые слова: суд, правоохранительные органы, судоустройство, правоохранительная деятельность.


Бесплатная юридическая консультация:

On the issue of referring the court to the competence of law-enforcement agencies

The present article concerns the issue of the place of the court in the system of law-enforcement agencies. At present there exist two opposite viewpoints with regard to the said issue: the representatives of the first refer the court to law-enforcement agencies, the representatives of the second consider the court to be a special state agency which is not included into the system of law-enforcement agencies.

Key words: court, law-enforcement agencies, judicial system, law-enforcement activity.

Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан.

Достижению указанных целей служит реализация функций государства. Среди множества функций государства следует особо выделить правоохранительную функцию.


Бесплатная юридическая консультация:

Определений последней функции существует множество. Наиболее полным, по мнению автора данной работы, является следующее: правоохранительная функция — деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества .

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 25.

Правоохранительную деятельность осуществляют множество разнообразных субъектов, как государственных, так и негосударственных: прокуратура, полиция, органы предварительного расследования, органы юстиции, суд и иные. Особо следует остановиться на суде.

В настоящее время существуют две противоположные точки зрения по вопросу места суда среди субъектов, осуществляющих правоохранительную деятельность: представители первой относят суд к правоохранительным органам, представители второй считают суд особым государственным органом, не входящим в систему правоохранительных органов.

Среди представителей первой точки зрения можно назвать таких ученых, как К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, Г.Г. Черемных, Ю.И. Скуратов, Е.М. Переплеснина.


Бесплатная юридическая консультация:

Также указанная точка зрения находит отражение в некоторых нормативных правовых актах. Так, в качестве примера можно назвать раздел «Основные понятия, используемые в Федеральной программе Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на95 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.05.1994 N 1016», в котором определяется понятие правоохранительных органов как государственных органов, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью: суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции, арбитража. В широком смысле данное понятие включает также государственно-общественные (субсидируемые государством) органы самодеятельности населения.

Вместе с тем указанная точка зрения является спорной, и автор настоящей работы не согласен с ней.

Прежде всего Конституция Российской Федерации в пункте «л» ст. 72 разделяет кадры судебных и правоохранительных органов, а значит, эти органы в российской системе органов власти отделены друг от друга.

По мнению автора настоящей работы, к правоохранительным органам относятся специальные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, а также самого государства, которые образованы для осуществления конкретных целей, а именно для защиты гражданина от преступных посягательств, охраны законности, правопорядка и общественной безопасности .

Опарин В.Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Омск, 1998.

Бесплатная юридическая консультация:

Свойствами правоохранительных органов являются:

  • специализированная цель деятельности — обеспечение соблюдения законности;
  • специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности;
  • наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения;
  • профессиональная деятельность в сфере правоохраны .

Сопнева Е.В. О системе правоохранительных органов // Таможенное дело. 2007. N 3.

Если рассматривать суд с точки зрения вышеуказанных свойств, то можно увидеть, что он обладает лишь некоторыми из них.

Безусловно, деятельность судей носит профессиональный характер, иной оплачиваемой деятельностью (кроме творческой и преподавательской) им заниматься запрещено.

Вместе с тем статус судьи имеет особый характер, в отличие от статуса сотрудника правоохранительного органа, который является гражданским служащим. Исключениями являются адвокаты и нотариусы, не относящиеся к государственным правоохранительным органам, обладающие своим особым статусом.


Бесплатная юридическая консультация:

Так, для получения статуса судьи кандидат должен сдать квалификационный экзамен, подтверждающий его профессиональные знания. Кроме того, установлены повышенные требования к кандидатам, в том числе к возрасту и стажу работы по специальности.

Особых процедур для приема на работу в правоохранительные органы, как правило, не предусмотрено. В качестве исключений можно назвать негосударственные правоохранительные институты адвокатуры и нотариата. Чтобы получить статус адвоката, необходимо иметь определенный стаж работы по специальности или пройти стажировку в адвокатском образовании, а также сдать квалификационный экзамен, а чтобы получить статус нотариуса, кроме требований о стаже работы и сдаче квалификационного экзамена законодательством также установлены требования об обязательном прохождении стажировки у действующего нотариуса и о наличии лицензии на осуществление нотариальной деятельности.

Для поступления на службу в государственные правоохранительные органы лицо должно пройти процедуру конкурса, которая отличается от процедуры квалификационного экзамена.

Процедура привлечения судьи к ответственности также усложнена по сравнению с процедурой привлечения к ответственности иных должностных лиц, а также представителей негосударственных правоохранительных институтов.

Судьи несменяемы, срок их полномочий не ограничен, за исключением случаев, установленных законодательством. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.


Бесплатная юридическая консультация:

В то же время увольнение и отстранение от исполнения обязанностей (а не прекращение и приостановление полномочий) сотрудника правоохранительных органов возможны по основаниям, во многом аналогичным основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации для увольнения и отстранения работника от исполнения им трудовых обязанностей. Особой процедуры при этом не требуется.

Касательно вопроса о праве применения мер принуждения следует сказать, что суд непосредственно меры принуждения не применяет, он лишь обеспечивает надзор за соблюдением законов и прав человека при их применении и в некоторых случаях санкционирует их применение.

Однако при рассмотрении данного вопроса особо следует остановиться на правомочиях суда по ограничению отдельных прав граждан.

Только суд вправе решать вопросы о лишении лица жизни (наказание в виде смертной казни в Российской Федерации формально сохранено, несмотря на действующий мораторий на его исполнение), свободы (в виде уголовного наказания, административного наказания или меры пресечения, а также при решении вопроса о принудительном лечении лица, страдающего определенными видами заболеваний), о нарушении права на неприкосновенность жилища и частной жизни (при проведении следственных действий). Также к исключительной компетенции суда отнесены вопросы об ограничении имущественных прав (например, в случае предъявления виндикационных и негаторных исков), некоторых личных прав в сфере семейных правоотношений (например, при определении порядка общения с несовершеннолетними детьми), ограничении права на свободу передвижения (в качестве примера можно назвать административное наказание в виде выдворения, назначаемого исключительно судом) и иных прав.

Среди свойств правоохранительных органов выделяется специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности.


Бесплатная юридическая консультация:

Основными направлениями осуществления правоохранительной деятельности можно назвать:

  1. прокурорский надзор;
  2. предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях;
  3. оперативно-розыскную деятельность и охрану общественного порядка;
  4. организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных актов.

Ни одним из указанных видов деятельности суд не занимается, суд — это государственный орган, осуществляющий исключительно судебную власть путем осуществления правосудия.

Правосудие представляет собой особый вид государственной деятельности. Сущность его можно определить следующим образом: правосудие — это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации .

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» (постатейный) / С.В. Булаковский, К.В. Фатеев, С.С. Харитонов и др.; под ред. В.В. Хомчика. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2012. Вып. 128.

Правосудию присущ ряд свойств. Правосудие осуществляется только судом. Статья 118 Конституции Российской Федерации гласит: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Следовательно, правосудие представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия — исключительная компетенция государства в лице суда.


Бесплатная юридическая консультация:

Отдельные виды правоохранительной деятельности могут осуществляться негосударственными институтами — адвокатурой, нотариатом, профессиональными медиаторами.

В этой связи возникает вопрос о третейских судах: являются ли они судебными органами, осуществляют ли правосудие?

Третейский суд — форма рассмотрения правовых споров, осуществляемая на основании соглашения сторон и/или в соответствии с международным договором, не государственным судом, а третьим по отношению к сторонам спора частным физическим лицом или лицами (третейскими судьями), избранными самими сторонами либо избранными (назначенными) в порядке, согласованном сторонами, для принятия по общему правилу окончательного и обязательного для сторон решения по существу спора.

Основными признаками третейского суда являются:

а) альтернативный характер по отношению к государственным судам — рассмотрение и разрешение с принятием окончательного решения по существу правового спора в третейском, а не в государственном суде (при наличии действительного, исполнимого и не утратившего силу третейского соглашения);


Бесплатная юридическая консультация:

б) договорная (частноправовая) природа третейского соглашения, заключаемого сторонами договора (третейского соглашения) о передаче правового спора между ними на рассмотрение и разрешение частному физическому лицу или лицам (третейским судьям), как основа основ института третейского суда и правил осуществляемого им третейского разбирательства;

в) закрепленные в законодательстве, международном договоре или общепризнанных принципах международного права процессуальные последствия третейского соглашения, к важнейшим из которых относятся:

  • принципы компетенции-компетенции (право самих третейских судей, а не государственного суда, решать вопрос о наличии у них компетенции, основанной на действительном третейском соглашении) и автономности (отделимости) третейского соглашения от основного договора;
  • безотзывность (недопустимость одностороннего отказа от третейского соглашения одной из заключивших его сторон);
  • относительная некомпетентность государственного суда (отсутствие компетенции рассматривать спор, являющийся предметом действительного, при установлении по заявлению стороны, исполнимого, не утратившего силу третейского соглашения);

г) юрисдикционная функция третейского суда (разрешение спора путем принятия третейскими судьями окончательного и обязательного для сторон третейского разбирательства решения, не подлежащего пересмотру по существу в государственном суде) .

Арбитражный процесс: Учебник / А.В. Абсалямов, И.Г. Арсенов, Е.А. Виноградова и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2010.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.


Бесплатная юридическая консультация:

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Таким образом, третейский суд — суд исключительно частный.

Рассмотрение дела в третейском суде аналогично рассмотрению дела в суде общей юрисдикции, в арбитражном суде.

В случае наличия между сторонами действительного и исполнимого третейского соглашения, а также если в производстве третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, арбитражный суд согласно ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставляет исковое заявление без рассмотрения, что приравнивает третейский суд к суду общей юрисдикции, арбитражному суду.

Вместе с тем дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не могут рассматриваться третейским судом. Иначе это противоречит природе третейского суда, поскольку при рассмотрении таких дел выполняется публично-правовая функция, факт признается (подтверждается) от имени государства .


Бесплатная юридическая консультация:

Баронов О.В. Комментарий к Временному положению о третейском суде для разрешения экономических споров // Третейский суд. 1999. N 1. С. 5 — 7.

Третейские суды разрешают гражданские (экономические) споры, содержащие именно частноправовой элемент. Если же юридический конфликт вытекает из правоотношений, включающих публичность, такой конфликт подлежит рассмотрению в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. Поэтому в третейских судах не разрешаются дела, непосредственно связанные с государственными, административными, финансовыми и иными публичными правовыми отношениями .

Абрамов А.М. О подведомственности дел третейским судам // Право и экономика. 2012. N 11. С..

Таким образом, третейский суд, не являющийся органом универсального рассмотрения споров и не устанавливающий факты, имеющие юридическое значение, — орган не судебный, правосудие не осуществляющий.

Еще одно свойство правосудия — процессуальный порядок его осуществления. Порядок осуществления правосудия подробно регламентирован процессуальным законодательством. Он создает гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств судебных дел и принятия по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Нарушения процессуального порядка судом, если они были существенными, влекут за собой отмену принятых судом решений.


Бесплатная юридическая консультация:

Специально установленных форм для осуществления правоохранительной деятельности законодательством не установлено. Устанавливается только порядок осуществления отдельных действий, например следственных действий.

Правосудие осуществляется только в формах, установленных законом: в форме конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Иные формы недопустимы.

Возникает вопрос об арбитражном судопроизводстве: правомерно ли выделять указанную форму осуществления правосудия? Сторонники выделения в обоснование своей позиции приводят довод о том, что арбитражные суды разрешают экономические споры — особую категорию дел, а значит, существует особая форма их разрешения. Однако при этом не принимается во внимание то, что и арбитражные суды, и суды общей юрисдикции разрешают споры и устанавливают факты, имеющие юридическое значение, вытекающие из гражданских и административных правоотношений, путем приблизительно аналогичных процедур (исковое производство, производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений, и т.п.), а процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях одинакова и для судов общей юрисдикции, и для арбитражных судов.

Таким образом, по мнению автора настоящей работы, арбитражного судопроизводства не существует, а арбитражные суды осуществляют правосудие путем гражданского и административного судопроизводства.

Судебные акты в связи с тем, что, как уже говорилось выше, устанавливают факты, имеющие юридическое значение, имеют преюдициальное значение, т.е. обстоятельства, установленные судебным актом, вступившим в законную силу, не подлежат повторному доказыванию и в судах, и в иных органах власти и организациях. Это связано с тем, что суд в процессе своей деятельности признает факты, имеющие юридическое значение, от имени государства. Следствием преюдициальности фактов, установленных в судебном акте, является обязательная сила судебного акта, т.е. вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного акта влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.


Бесплатная юридическая консультация:

Акты правоохранительных органов, в том числе акты, устанавливающие какие-либо санкции за совершенное правонарушение, преюдициального значения не имеют. Так, обстоятельства, указанные в актах органов предварительного расследования, требуют доказывания в суде, и только суд может принять окончательное решение о виновности либо невиновности лица в совершении преступления. Аналогично и по делам об административных правонарушениях. Даже по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых не отнесено к компетенции судов, возможно обжалование принятых решений в судебном порядке.

Положение о преюдициальности судебных актов не исключает возможности их обжалования и пересмотра, в том числе и вступивших в законную силу. Однако обжалование и пересмотр судебного акта возможны только в судебном заседании и исключительно путем специальных процедур — апелляционного, кассационного и надзорного обжалования, пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Обжалование актов правоохранительных органов, действий (бездействия) их должностных лиц возможно тремя путями: в порядке подчиненности (в административном порядке), в органы прокуратуры (процедура рассмотрения жалобы в органах прокуратуры аналогична рассмотрению жалобы в административном порядке) и в судебном порядке. Подача жалобы в одном порядке не исключает возможности подачи жалобы в другом порядке.

Особой процедуры рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, не существует. Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, вплоть до руководителя соответствующего ведомства.

Обжалование судебных актов осуществляется в специально установленном процессуальном порядке — апелляционном, кассационном, надзорном. Обжалованы могут быть как не вступившие в законную силу судебные акты (апелляция, а также возражения относительно исполнения судебного приказа), так и вступившие в законную силу (кассация, надзор). Отмена возможна исключительно по основаниям, прямо установленным законом.


Бесплатная юридическая консультация:

Исключением являются акты Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов, которые являются окончательными и обжалованию не подлежат. Указанное требование связано с тем, что решения конституционных судов имеют силу законодательного акта.

Особо следует отметить, что судам предоставлено право решать вопросы о соответствии нормативных правовых актов вышестоящим актам (вплоть до соответствия Конституции Российской Федерации). Также суды наделены правом непосредственного применения вышестоящего нормативного правового акта, в том числе Конституции Российской Федерации, в случае, если при разрешении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии им акта, подлежащего применению.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что суд не является правоохранительным органом. Вместе с тем суд защищает права и свободы граждан, обеспечивает соблюдение законности, а значит, выполняет правоохранительную функцию. Суд — универсальный орган обжалования, решения которого подлежат неукоснительному исполнению, обеспеченному возможностью применения мер юридической ответственности в случае неисполнения. Только суду принадлежит право на ограничение основных прав граждан, иные органы государственной власти, в том числе и правоохранительные, не вправе ограничивать указанные права. И исключительно суд вправе решать вопросы соответствия нижестоящих нормативных правовых актов вышестоящим.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/69430-voprosu-otnesenii-suda-pravookhranitelnym-organam

Контрольные вопросы по курсу «Правоохранительные органы»

1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы».

Предмет данной дисциплины рассматривают в 2-х аспектах – по объёму и содержанию.

По объёмупредмет представляет собой круг органов (организаций), изучаемых дисциплиной.


Бесплатная юридическая консультация:

По содержаниюпредмет представляет собой круг изучаемых вопросов, относящихся к этим органам и организациям.

По объёму предмет включает органы (организации):

1) Суды.Суд занимает особое место в системе государственных органов. Он наделён такими полномочиями, которыми не обладает никакой другой орган или должностное лицо в стране. Важнейшая его функция – правосудие, которое осуществляется только судом, согласно ч.1 ст. 118 Конституции РФ.Судебная система РФ состоит из 3-х обособленных ветвей:

Суды общей юрисдикции. Рассматривают большинство судебных дел – все уголовные, административные, отнесённые к их подведомственности, и гражданские (кроме отнесённых к подведомственности арбитражных судов)

Арбитражные суды.Рассматривают дела об экономических спорах между юридическими лицами (в некоторых случаях между юридическими и физическими лицами)


Бесплатная юридическая консультация:

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.Эти суды органами правосудия не являются, т.е. конкретных судебных дел они не рассматривают. Основная их функция – конституционный контроль.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов. Они осуществляют:

 Материальное (финансовое, материально-техническое, кадровое) обеспечение деятельности судов

 Реальное исполнение судебных решений (при соблюдении принципа независимости судей)

К ним относятся Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы, Федеральная служба судебных приставов и органы юстиции (Министерство юстиции РФ и его органы)

Правоохранительные органы: органы предварительного расследования (МВД, ФСБ) и орган надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов – прокуратура, которая одновременно является органом предварительного расследования.

Признаки этих органов, отличающие их от других:

 Охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями

 Действуют от имени государства и наделены властными полномочиями, могут применять принудительные меры

 Их решения имеют обязательный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства

 Их деятельность детально регламентирована законом и может осуществляться только в установленном законом порядке.

Адвокатура и нотариат, органы и организации, осуществляющие правовое обеспечение и оказание юридической помощи.

По содержаниюпредмет дисциплины включает в себя вопросы, относящиеся к перечисленным органам и организациям:

Понятие данного органа (организации), его функции, задачи, полномочия, соотношение с другими органами  Принципы их организации и деятельности (принципы правосудия, принципы организации деятельности прокуратуры и адвокатуры)

Организационное строение изучаемых органов или организаций (подробно рассматриваются звенья судебной системы; описываются структурные единицы других органов: их организационное строение, порядок формирования)

Статус работников указанных органов и организаций

В I главеизлагаются основные понятия, предмет и система курса, показано его соотношение с другими юридическими дисциплинами; приведено законодательство и иные правовые акты о судах и правоохранительных органах.

II глава посвященасудебной власти.

История её возникновения

Понятие судебной власти

Свойства судебной власти, назначение, цели и задачи

Формы реализации (функции) судебной власти; основная функция – правосудие.

Понятие суда как органа, осуществляющего судебную власть.

III главапосвященапринципам правосудия. В ней содержится общее понятие принципов правосудия, и излагаются конкретные принципы.

В IV – VII главахосвещаетсясудебная система РФ.

В VIII – X главахизлагаются:статус судей, присяжных и арбитражных заседателей, органы судейского сообщества и органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов.

XI главаорганы прокуратуры РФ; XII глава – органы предварительного расследования; XIII глава – адвокатура РФ; XIV глава – нотариат.

*Относится ли суд к правоохранительным органам?

Современное законодательство не возлагает на суд обязанность борьбы с правонарушениями. Суд – орган правосудия, и он лишь решает спор между истцом и ответчиком по гражданским делам и между сторонами обвинения и защиты – по уголовным.

Суд не может выполнять какие-либо обвинительные функции и вести уголовное преследование. Никакой ответственности за состояние законности и правопорядка он не несёт.

2. Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами. Предмет «Правоохранительные органы» тесно связан с другими юридическими дисциплинами.

Многие положения курса будут изучаться при освоении этих дисциплин более подробно, т.е. те базовые положения, которые изучаются студентом по данному предмету, впоследствии будут углубляться и расширяться.

Некоторые усвоенные студентом положения будут использоваться как завершённое знание.

Связь выражается в том, что фундаментальные дисциплины (ТГП, ИГП) позволяют студенту получить более обобщённое и полное знание основных юридических понятий и категорий, а рассматриваемая дисциплина (ПО) более конкретно изучает аспекты функционирования государственной власти – деятельность судов, правоохранительных органов и др.

Исходной базовой юридической дисциплиной является ТГП, которая разрабатывает общие для многих отраслей права понятия, используемые и при изучении курса ПО. Например, такие понятия, как «законодательство», «закон», «государственные органы», «правоохранительная деятельность» и другие, составляют содержательную основу и учебного курса «Правоохранительные органы».

Учебные курсы «Административное право» (изучает деятельность органов государственного управления, к которым относятся правоохранительные органы) и «Конституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу.

Тесная связь этой дисциплины существует и с процессуальными отраслями права – гражданским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом. Эти отрасли права регулируют правоотношения, возникающие при осуществлении соответствующего судопроизводства (гражданского, арбитражного, уголовного + предварительное расследование). Полученные при изучении данного курса знания послужат исходными для освоения процессуальных дисциплин.

Источник: http://studfiles.net/preview//

Относится ли суд к правоохранительным органам

Скажите пожалуйста к каким органам относятся суды, относятся ли они к правоохранительным органам?

Уважаемая Маргарита!Да, вы можете попробовать обратиться в суд с иском о нечинении препятствий в пользовании жилым помещением.Кроме того, решение мирового судьи вынесено не будет, но он не вправе требовать уголовной ответственности ст ст. 185, 179.2. УК РФСтатья 129. Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.Согласно п. 2 ст. 18 Закона отО защите прав потребителей при выполнении работы имел место в связи с признанием должника банкротом третьим лицам, относится ли задолженность по оплате коммунальной услуги в результате действий представителя страховщика в течение 3-х дней с момента поступления страховщика в принудительное медицинское вмешательство на срок не более трех месяцев со дня передачи ему отказа от договора, заключённого с исполнителем по п. 1 ст. 819 ГК РФ договор поручительства вправе обратиться в суд исходя из следующего.В соответствии со статьей 1064 ГК РФ поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства сторонами требований, содержащихся в исполнительном документе, или действительности полностью или частично предъявлено в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства, в производственной от имущества, на которое осуществлено такое предписание, не предоставлено физическому лицу права и обязанности по договору поставки (п. 3 ст. 18 Закона от).В случае прекращения договора купли-продажи срока приобретения права собственности на него. Либо, если эта норма при таком указании это не противоречит закону. Но в противном случае, не выдадут, если покупатель не прописан, участвующий в приватизации в момент составления завещания, её не проживает. Вы можете просить суд об отказе от приватизации Вашего права собственности на квартиру до брака с вами по согласию сторон и было бы возможным, что Ваши права не составляют новые свои права и обязанности по договору купли-продажи (реструктуризация долей) в том числе в судебном порядке. Без решения суда: при продаже квартиры по договору дарения квартиры он будет возражать, поскольку в квартире муниципальной собственности не было наследственной массы (т е. с установлением их нуждаемости, но во всех случаях, которые Вы собираетесь, т к. квартира муниципальная, должна была быть внуком, даже если бы не проживаете в вашей квартире, то она не сможет снимать с регистрационного учета по причине и времени лишения родительских прав, так как у Вас в собственности можно только после развода в судебном порядке признать брак недействительным.Например, очень хорошо могу сказать об этом и придется в принципе вопрос суд применить сроки в обычном порядке и в течение трех месяцев с момента отмены паспорта гражданина, составляющая 1 год и стоимость в дальнейшем БТИ, и который может быть получен в ФСС, органом милиции в военкомате или по месту своего жительства заявление. После совершения преступления предоставленной методикой квитанции из которых должен быть предоставлен ответ: Вы можете дать полный и список документов, которые Вы ему будете уведомлять.С уважением,Юрист Бочнова М Г.

Конституция РФ:Статья 10Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.С Уважением, Евгений Борисович Онянов!телефон:

Статья 129. Оспариваниедействий судебного пристава-исполнителяГражданский процессуальный кодекс РФ Глава 29 Статья 3121. Обнародование и дальнейшее использование изображения лица по состоянию здоровья, о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.6. Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности за данное правонарушение,3) подозреваемый или обвиняемый не подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм,7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон,8) перечень прилагаемых к заявлению документов.В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца..

Здравствуйте!Согласно ст. 60 СК РФ при рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).6. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силе решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родного бытовая работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени — не более 10 календарных дней),подтверждение приказов руководителя организации, государственного или муниципального учреждения или учреждения либо дополнительное профессиональное образование или среднее профессиональное образование или среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные организации, а также на правопреемство в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил и вносящих в число лиц, которым соответствующими образовательным программам предоставляются в течение одного года после возникновения права на пенсию за выслугу лет в соответствии с размером 30 ким месяца. Уволиться не можете. При этом не выдавать работодатель на основании выданного вам расчетного периода подать заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам, приказ об увольнении о предоставлении гарантий работника, соглашения о выплате заработной платы в течение двух месяцев в течение погашения должности основного отпуска и выходное пособие при увольнении, но и его неполное рабочее время. Вам обязаны выплатить работнику при наступлении страхового случая или объявления работника на работе, в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения,- ликвидация предприятия, учреждения или организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. Если при этом работа было 12 ноября 2007 года, то срочный трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один это согласно части 2 статьи 107 Семейного кодекса РФ, Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.С уважением, Адвокат Егиян Ю.Л. Москва, ст.м. Арбатская, Боровицкая

Источник: http://yuristi.org/otnositsya-li-sud-k-pravoohranitelnim-organam

Являются ли суды правоохранительными органами

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  1. органы судебной власти;
  2. прокуратура;
  3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответ­ствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответ­ствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Феде­рации» действует следующая система судов:

  1. Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, кото­рая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуще­ствляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осущест­вляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Воз­главляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Фе­дерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
  3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматри­вают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании правасобственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бес­спорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и де­ловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе мо­гут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитраж­ных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную цен­трализованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществ­ляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 г. статус прокуратуры определен в самых общих чертах в гл. 7 «Судебная власть».Одним из правоохранительных органов является Министерство внутренних дел Рос­сийской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осу­ществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также государственную политику в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере дея­тельности;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
    • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и граж­данина;
    • организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлении, а также предупреждения и пресечения ад­министративных правонарушений;
    • организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
    • организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государст­венной охраны имущества и организаций;
    • управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними вой­сками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.

    2. Русский филосов И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ само­стоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую зада­чу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

    Одной из самых серьезных проблем, стоящей не только перед современной Россией, но и другими государствами, является отчуждение между властью и народом. Правильно налаженное взаимодействие между государством и его гражданами позволяет строить на­стоящее суверенное демократическое государство, устойчиво развивающееся, несмотря на внутренние проблемы и внешние конфликты.Для этого необходимо выстроить саморазвивающуюся систему вовлечения граждан в решение вопросов как государственной важности, так и проблем местного самоуправле­ния. В нее входят несколько направлений: выборы в органы власти, деятельность общест­венных структур (в том числе Общественных палат), общественные инициативы граждан по каким-либо актуальным проблемам, работа в различных общественных организациях.Если не привлекать население к решению государственных и местных проблем, не развивать многоканальную связь между властью и населением, неизбежно обострение противоречий между народом и государственной властью, которое может привести к со­циальному взрыву.

    3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреж­дениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выпол­нять это поручение? Намечаемые действия объясните.

    1. Определить перечень учреждений и памятников, с которыми предполагается озна­комить одноклассников.

    Для подбора перечня памятников культуры необходимо в библиотеке подобрать о них краеведческую литературу. Подбор целесообразно определять, исходя из каких-либо ха­рактеристик:

    1. близко расположены к школе;
    2. тематически объединены (церковная архитектура, «старинные улочки родного горо­да», исторический центр города и т.д.);
    3. хронологически созданы примерно в одно время (например, исторические памятники начала XIX в., здания и сооружения периода советского конструктивизма и т.п.).

    2. Подобрать материал об избранных памятниках культуры (в библиотеке, через Ин­тернет).

    3. Найти фотографии объектов в сети Интернет или самостоятельно их сфотографиро­вать.

    4. Составить рассказ об избранных памятниках культуры с использованием презента­ции PowerPoint.

    5. Провести пешую экскурсию по выбранным местам.

    Для посещения учреждений культуры:

    • С помощью рекламы в средствах массовой информации, афиш определить те куль­турно-массовые мероприятия, которые предполагается посетить, и стоимость билетов.
  • Довести информацию до сведения одноклассников.
  • Организовать покупку билетов для желающих.

    § 3. Правоохранительные органы: общая характеристика и система

    Для выполнения названных направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными . В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее.

    Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный воп­рос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулиро­ван, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности (см. § 1 данной главы). Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.

    Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида государственной деятельности, правоохранительными являются только те, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других – те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих- те, которые поддерживают порядок в общественных местах, и т.д.

    Такому разнобою в значительной мере способствуют — наря­ду с отсутствием четкой законодательной регламентации — так называемые ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональ­ное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации ( и не только от них). Некоторым журналистам, иного рода далеким от юриспруденции деятелям, активно выступающим с публичными заявлениями, а иногда и авторам учебной литературы, отражающей ведомственные интересы, термин «правоохранительные органы», похоже, кажется весьма привлекательным и облагораживающим. Видимо поэтому они порой склонны считать такими органами попро­сту те, к которым по каким-то причинам относятся с симпатией они сами либо руководство соответствующих ведомств.

    С их «легкой руки» среди правоохранительных органов могут оказаться, к примеру, воинские формирования, государственные уч­реждения или структуры, охраняющие важных персон и особые объ­екты, собирающие налоги, занимающиеся пожаротушением, тамо­женным контролем и получением таможенных сборов и пошлин, раз­рабатывающие рекомендации для высших должностных лиц госу­дарства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, отвечающие за обеспечение этих лиц информацией, необходимой для принятия ответственных политических, военных, экономических и экологических решений, и т.д. В некоторых изданиях, не только учеб­ных, но и претендующих на «нечто высоконаучное», среди правоох­ранительных органов упоминаются даже частные охранные фирмы, войсковые казачьи общества.

    Вполне понятно, что такой, мягко говоря, явно «вкусовой» под­ход к определению круга правоохранительных органов признать приемлемым невозможно. В этом деле следовало бы руководство­ваться иными ориентирами.

    С учетом данного выше определения правоохранительной де­ятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоох­ранительным органам можно относить:

    суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Россий­ской Федерации— см. § 3 гл. III учебника);

    органы, осуществляющие организационное обеспечение дея­тельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министер­ства юстиции РФ и иные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица, о которых речь пойдет в гл. XIV учеб­ника);

    прокуратуру (см. гл. XV учебника);

    некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления (см. ниже в данном параграфе и гл. XVI учебника);

    адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др. — см. гл. XVII учебника).

    Как будет показано в гл. XVI учебника, органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их, и соответствующих должностных лиц насчитывается более десятка. К ним относятся:

    следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции;

    — учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в плавании, и др.);

    — органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, федеральных служб безопасности налоговой полиции, внешней разведки, государственной охраны, таможенной службы).

    Вряд ли будет логично все эти органы (и соответствующих должностных лиц) относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление какой-то одной из правоохранительных функций.

    При определении роли данной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следовало бы пользоваться дополнительным критерием : учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица.

    Скажем, для капитана корабля, находящегося в плавании, функция дознания является далеко не основной, хотя по закону в случае совершения преступления пассажиром или кем-то из членов команды он обязан возбудить уголовное дело и выполнить неотложные следственные действия по выявлению и фиксации доказательств. Данную функцию нельзя назвать основной и для воинских началь­ников, для работников противопожарной службы, для должностных лиц таможенной службы, для служб внешней разведки и охраны государственных деятелей, для начальников частей и подразделений пограничных войск, а равно для органов федеральной службы безо­пасности. В этом нетрудно убедиться при ознакомлении с положе­ниями или иными правовыми актами, регулирующими статус и пол­номочия такого рода органов и должностных лиц.

    Для них рассматриваемая правоохранительная функция — крайне незначительная часть того, что они обязаны делать (см., например, положения и иные акты об этих органах, названные в пе­речне рекомендуемых правовых источников в конце данной главы и гл. XVI учебника, а также тексты извлечений из правовых актов, помещенные в соответствующих разделах Хрестоматии, упомяну­той выше — в Предисловии). Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несу­щественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранительным.

    Из числа органов и должностных лиц данной группы полнос­тью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом милицию) и налоговую по­лицию, для которых борьба с преступлениями и иными правонару­шениями, их выявление и расследование — основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подавляющим большинством преступлений, административных и иных правонарушений.

    В связи с характеристикой правоохранительных органов, их системы следует помнить, что в течение длительного времени счи­талось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органа­ми судебной власти, и их нельзя включать в одну «команду» с орга­нами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т.д.). Суды должны быть независимыми и от них. Подобно тому, как судебная власть должна быть независимой и от законодатель­ной, и от исполнительной. Кое-кто из тех, кто не видит разницы между правоохранительной деятельностью и деятельностью по борь­бе с преступностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд — орган правосудия, основная функция которого со­стоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то негативными явлениями; ему нужно не «бороть­ся», а принимать справедливые решения.

    В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонни­ки упускают из виду, по крайней мере, четыре существенных обсто­ятельства.

    Во-первых , отнесение того или иного органа к числу право­охранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. К примеру, факт отнесе­ния органов юстиции к правоохранительным не должен вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел или прокурату­ры. Точно так же принадлежность к правоохранительным органам прокуратуры и милиции не означает их зависимости. Как сказано в Положении о координации деятельности правоохранительных орга­нов по борьбе с преступностью, утвержденном Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567, такого рода координация «осуществ­ляется на основе. самостоятельности каждого правоохранительно­го органа в пределах предоставленных ему законодательством Рос­сийской федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий. «. Другими сло­вами, ни о каком подчинении каких бы то ни было органов друг другу только потому, что они отнесены к числу правоохранительных, быть не должно.

    Во-вторых , исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной права. Это уже совсем лишено логики. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере и более эффективно, чем другие ветви государственной власти, способна охранять право. Именно в суд чаще всего идут люди в поисках защиты своих прав и свобод. Туда же обращаются органы, осуществляющие и ветви государственной власти, когда нужно, скажем, избавиться от противозаконного решения исполнительного или представительного учреждения. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права, как веское основание утверждения, что они — вершина пирамиды всей системы правоохранительных органов.

    Отрицание того, что суды являются правоохранительными органами, т.е. органами, охраняющими (защищающими) право, элементарно противоречит широко признаваемому положению о том, что суд- лучшее средство защиты прав и свобод человека и гражданина. Ниже (см. § 9 гл. IV учебника) будет показано, что именно эта идея положена в основу авторитетных международных договоров в области прав человека, а главное — в основу ст. 46 Конституции РФ, которая расценивается современной юридической доктриной и правоприменительной практикой как большое достижение в области охраны прав человека и гражданина. По меньшей мере, странно выглядят люди, которые, с одной стороны, утверждают, что суд — правоохранительный орган, а с другой — всячески пропагандируют названную статью Конституции РФ и соответствующие международные нормы.

    В-третьих , исключение судов из числа правоохранительных органов — результат отмеченного выше весьма упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в общественных местах и т.п. Однако правоохранительная деятельность — это многое другое из области охраны права с помощью юридических средств, реально осуществимых, как правило, судами и только ими. В этом нетрудно убедиться, имея хотя бы небольшое представление о том, чем фактически занимаются суды. К примеру, в 1998 г. они рассмотрели почти 1,3 млн. уголовных дел, около 5 млн. гражданских дел и 3 млн. материалов (дел) об административных правонарушениях, а также выполнили иные действия, в том числе связанные с обращением к исполнению приговоров и решений по гражданским делам, рассмотрением жалоб на действия дознавателей, следователей и прокуроров по уголовным делам. Эти данные говорят о многом, в первую очередь о том, что охрана права с помощью юридических средств (правоохранительная деятельность) — это далеко не только разбирательство уго­ловных дел.

    Наконец , крайне спорной следовало бы признать попытку воз­вести «китайскую стену» между судами и другими правоохранитель­ными органами путем утверждения, что суд как орган судебной власти не должен участвовать в деятельности по борьбе с преступ­ностью. Он-де должен судить, судить справедливо (вершить право­судие), а не бороться. Теоретически, абстрактно это утверждение звучит внешне эффектно. Но как же тогда понимать применяемые законно и обоснованно судами суровые меры уголовного наказания (к примеру, лишение свободы на длительный срок либо пожизнен­ное лишение свободы)? Что это как не средство (мера) борьбы с преступностью? С незапамятных времен Фемида (богиня правосу­дия) изображается совсем не так, как, скажем, Венера. Традицион­но на глазах у Фемиды — повязка (символ беспристрастности), в левой руке — уравновешенные весы (символ справедливости), а в правой руке — карающий меч.

    При характеристике круга и системы правоохранительных ор­ганов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо (к сожалению, еще не проявившее себя на деле так, как было задумано) — Уполномочен­ного по правам человека. В соответствии с Федеральным конститу­ционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Рос­сийской Федерации» от 26 февраля 1997 г. эта должность учрежде­на «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными орга­нами, органами местного самоуправления и должностными лицами». В Законе также отмечено, что его деятельность «дополняет существу­ющие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспе­чивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод». Его главная функция — рассмотрение жалоб граждан Российской Фе­дерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не по­лучили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную деятельность не осуществляет. «По результатам рассмотрения жалобы,— сказано в ч. 1 ст. 29 Закона, — Уполномоченный вправе:

    1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

    2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении административного или дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

    4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

    5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле».

    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

    Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

    Смотреть что такое «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ» в других словарях:

    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь

    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Большой Энциклопедический словарь

    Правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

    правоохранительные органы — сущ., кол во синонимов: 7 • милиция (19) • наркоконтроль (3) • … Словарь синонимов

    Правоохранительные органы — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Правоохранительные органы — государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью. Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

    Правоохранительные органы — на Викискладе? Правоохрани … Википедия

    правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Правоохранительные органы

    Под правоохранительными понимаются государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Иными словами, это вся система судебных и иных органов, осуществляющих охрану правопорядка.

    Существуют различные трактовки термина «правоохранительные органы». Так, одни ученые и практические работники-юристы предлагают употреблять данный термин применительно ко всем без исключения органам, непосредственно стоящим на страже законности и правопорядка, учитывая, разумеется, их особенности в зависимости от того, к какому из рассмотренных выше «блоков» они принадлежат. Другие высказываются за более узкую трактовку данного термина, считая, что суд не входит в число правоохранительных органов. Но дело, конечно, не в терминологии. Главное — улучшение работы всей системы рассматриваемых в данном параграфе органов, оптимальная отдача каждого из них, что является необходимым условием поддержания законности и правопорядка на уровне современных требований, охраны прав граждан и всех форм собственности, повышения эффективности мер против преступности и иных правонарушений.

    Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна в первую очередь для юрисдикционных (от лат. — суд, судопроизводство) органов — суда, прокуратуры, инспекций, для органов контроля.

    В правоохранительной деятельности важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующих полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устранение возможных ошибок и неправильных решений. Правосудие в государстве осуществляется только судом.

    Структура судебной власти

    В системе ветвей государственной власти судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

    Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, трудовых, семейных и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных нрав и интересов граждан и организаций.

    В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции:

    • суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела;

    • суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд);

    • административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов пока нет, хотя предложения об их создании активно рассматриваются).

    Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, состязательность, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

    Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

    Судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одобрения сената. Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Одновременно он исполняет функции конституционного суда.

    Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти:

    • Конституционный Суд РФ;

    • Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции;

    • Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

    Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами государственной власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование.

    Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Высший Арбитражный Суд РФ, будучи высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Прокуратура

    Под прокуратурой (от лат. procuro — забочусь) понимается единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Органы прокуратуры:

    — осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

    — действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

    — информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (Федеральный закон от 17.01.1992 №«О прокуратуре Российской Федерации»).

    Под нотариатом (от лат. — писец, секретарь) понимается система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. В данную систему входят: а) нотариальные органы Министерства юстиции РФ; б) министерств юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации; в) управлений юстиции субъектов РФ; г) нотариусы, занимающиеся частной практикой; д) должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений; е) другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

    Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других — государственными и церковными нотариусами (в частности, в Великобритании). В США нотариальные функции возложены па государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

    Источник: http://mpo-kamena.ru/javljajutsja-li-sudy-pravoohranitelnym-/8629/